Поворот «Через Фордевинд» - изменение курса во время движение под парусами с переменной галса при пересечении линии ветра кормой шлюпки.
Достоинства:
-Выполняется быстро
-Выполняется всегда
Недостатки:
-При сильном ветре опасен
-Занимает много места
-Шлюпка сильно сносится по ветру
При повороте «через фордевинд» пересечение линии ветра осуществляется за счет постоянного уваливания на ветер вплоть до смены галса кормой. Поворот всегда получается за счет собственного хода яла, так как ял имеет ход на протяжении всего маневра: до и после пересечения линии ветра. После выполнения поворота ял приводится на другом галсе и ложится на необходимый курс. Траектория поворота приближенно составляет одну дугу. Для выполнения поворота «через фордевинд» требуется большое свободное пространство ниже по ветру, Поэтому поворот следует применять ограниченно, если применить «Оверштаг» невозможно. (Поворот «Оверштаг» выполняется практически на месте или с незначительным сносом по ветру, или сползанием задним ходом).
Поворот выполняется быстро. Смена галсов происходит очень скоротечно. При сильном ветре перебрасывание парусов с борта на борт происходит практически мгновенно и внезапно. В момент перебрасывания парусов кренящий момент резко возрастает – шлюпка мгновенно переворачивается. При неаккуратном повороте избежать переворота (удержать ял ровно) при возникновении сильного крена практически невозможно. Следовательно, требуется выполнять меры устраняющие причину сильного и резкого крена.
При приближении кормы к линии ветра нельзя резко поворачивать в сторону поворота. Необходимо замедлить скорость разворота яла в момент переваливания парусов на другой галс. Однако, такие меры приводят к увеличению сноса по ветру при повороте.
При повороте опасно непосредственно резкое переваливание фока на другой борт, когда ял уже давно выполнил поворот и идет крутым бакштагом нового галса, в то время как фок работает на старом галсе. Поэтому, после пересечения линии ветра не следует резко приводиться на другой галс, а требуется задержаться на фордевинде и подождать пока фок поменяет галс, можно самостоятельно, вручную перетянуть, подтолкнуть фок на другой борт.
При сильном ветре, для уменьшения опасности переворота можно уменьшить площадь парусов – взять фок к мачте. При правильном взятии фока к мачте: парус крепко и полностью притянут к мачте, стянут как можно выше, можно выполнить поворот «через фордевинд» значительно резче, быстрее и безопаснее. При неправильном взятии фока к мачте угроза переворота даже увеличивается: фок не управляется, центр тяжести яла перемещается вверх (остойчивость яла падает).
Для удачного выполнения поворота достаточно правильно управлять рулем и проследить за креном, для более быстрого выполнения поворота необходимо правильно управлять парусами, следить за положением рейка, самих парусов и шкотов. Очень опасно во время поворота запутывание фока-шкотов.
При выполнении поворота команда предупреждается заранее, а фок к мачте берется до того как ял развернется в фордевинд.